Сведения об образовательной организации
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ Волочаевской СОШ формируется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО)
Цели и задачи
реализации основной образовательной программы среднего общего образования
Целями реализации основной образовательной программы среднего общего
образования являются:
–
становление и
развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание
собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к
самоопределению;
–
достижение
выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста,
индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
Достижение
поставленных целей при разработке и
реализации образовательной организацией основной образовательной программы
среднего общего образования предусматривает
решение следующих основных задач:
–
формирование
российской гражданской идентичности обучающихся;
–
сохранение и
развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального
народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка,
овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
–
обеспечение
равных возможностей получения качественного среднего общего образования;
–
обеспечение
достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО);
–
обеспечение
реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в
объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение
обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по
выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов,
курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов,
в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
–
установление
требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации
посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и
гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения
профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через
реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
–
обеспечение
преемственности основных образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего, профессионального образования;
–
развитие
государственно-общественного управления в образовании;
–
формирование
основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной
программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих
образовательную деятельность;
–
создание условий для развития и самореализации обучающихся,
для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа
жизни обучающихся.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы
среднего общего образования
Методологической
основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход, который предполагает:
–
формирование
готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
–
проектирование и
конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей
образовательную деятельность;
–
активную
учебно-познавательную деятельность обучающихся;
–
построение
образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных,
психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Основная
образовательная программа формируется на основе системно-деятельностного
подхода. В связи с этим личностное, социальное, познавательное развитие
обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую
очередь учебной, а процесс функционирования образовательной организации,
отраженный в основной образовательной программе (ООП), рассматривается как
совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования;
содержания образования на уровне среднего общего образования; форм, методов,
средств реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения,
обучения); субъектов системы образования (педагогов, обучающихся, их родителей (законных представителей)); материальной базы
как средства системы образования, в том числе с учетом принципа преемственности
начального
общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования, который может быть реализован как через содержание,
так и через формы, средства, технологии, методы и приемы работы.
Основная
образовательная программа при конструировании и осуществлении образовательной
деятельности ориентируется на личность как цель, субъект, результат и главный
критерий эффективности, на создание соответствующих условий для саморазвития
творческого потенциала личности.
Осуществление
принципа индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать
оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого
обучающегося.
Основная
образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических
особенностей развития детей 15–18 лет, связанных:
–
с формированием у
обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных
представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и
самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности;
–
с переходом от
учебных действий, характерных для основной школы и связанных с овладением
учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и
операционно-технического компонентов, к учебно-профессиональной деятельности,
реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся. Ведущее
место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы,
связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим
образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и
становятся действенными;
–
с освоением видов
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам познания
и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к
построению индивидуальной образовательной траектории;
–
с формированием у
обучающихся научного типа мышления, овладением научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами;
–
с самостоятельным
приобретением идентичности; повышением требовательности к самому себе;
углублением самооценки; бóльшим реализмом в формировании целей и стремлении к
тем или иным ролям; ростом устойчивости к фрустрациям; усилением потребности
влиять на других людей.
Переход
обучающегося в старшую школу совпадает с первым периодом юности, или первым
периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт.
Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является
предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее,
формирование идентичности и устойчивого образа «Я». Направленность личности в
юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами,
отношениями, установками, мотивами, переходом от
подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. К этому периоду
фактически завершается становление основных биологических и психологических
функций, необходимых взрослому человеку для полноценного существования.
Социальное и личностное самоопределение в данном возрасте предполагает не
столько эмансипацию от взрослых, сколько
четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.
Основная
образовательная программа формируется с учетом принципа демократизации, который
обеспечивает формирование и развитие демократической культуры всех участников
образовательных отношений на основе сотрудничества, сотворчества, личной
ответственности в том числе через развитие органов государственно-общественного
управления образовательной организацией.
Основная образовательная программа формируется в соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом индивидуальных
особенностей, потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных
представителей) при получении среднего общего образования, включая
образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения
обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной
организации высшего образования, профессиональной деятельности
и успешной социализации.
Общая
характеристика основной образовательной программы
Основная
образовательная программа среднего общего образования разработана на основе ФГОС СОО, Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах
ребенка, учитывает региональные,
национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации, обеспечивает
достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями,
установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые результаты,
содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего общего
образования и реализуется образовательной организацией через урочную и
внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Программа содержит три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Основная образовательная программа содержит
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть в полном объеме составляет 60 %, а часть, формируемая
участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема
образовательной программы среднего общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей
обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются учебные
предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные; внеурочная деятельность.
Организация образовательной деятельности по основным
образовательным программам среднего общего образования основана на
дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, обеспечивающих
изучение учебных предметов всех предметных областей основной
образовательной программы среднего общего образования на базовом или
углубленном уровнях (профильное обучение) основной
образовательной программы среднего общего образования
Общие подходы к
организации внеурочной деятельности для учащихся
Система внеурочной деятельности включает в себя: жизнь
ученических сообществ (в то числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений и
организаций в рамках «Российского движения школьников»); курсы внеурочной деятельности
по выбору обучающихся; организационное обеспечение учебной деятельности;
обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы;
систему воспитательных мероприятий.
Организация внеурочной деятельности предусматривает
возможность использования каникулярного времени, гибкость в распределении
нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел.