Сведения об образовательной организации
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования
Целями реализации основной
образовательной программы основного общего образования в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении Волочаевской средней
общеобразовательной школе являются:
достижение выпускниками
планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и
развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей
предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной
образовательной программы требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
обеспечение преемственности
начального общего, основного общего, среднего общего образования;
обеспечение доступности получения
качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми
обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
установление требований к
воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и
соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению
индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого
обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях,
но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию
необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного
сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия
всех участников образовательных отношений;
взаимодействие образовательной организации при реализации
основной образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей
обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ
и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков,
общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей
образовательных организаций дополнительного образования;
организацию интеллектуальных и
творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и
учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогических работников и общественности в
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы
познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта,
района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и
учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального
образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
1.1.2. Принципы и подходы к
формированию образовательной программы основного общего образования
Методологической основой ФГОС
является системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств
личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной
экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе
принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного
и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей
целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе
образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования
на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и
способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного
развития обучающихся;
ориентацию на достижение
основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных
учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной
учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию
и непрерывному образованию;
признание решающей роли
содержания образования, способов организации образовательной деятельности и
учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития
обучающихся;
учет индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения
видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и
определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных
образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в
том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов
Основная образовательная
программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития
детей 11–15 лет, связанных:
с переходом от
учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только
совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от
способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели
к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве
мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление
которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней
позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск,
постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных
и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
с осуществлением
на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря развитию рефлексии
общих способов действий и возможностей их переноса в различные
учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий:
моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки
обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования
собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй
перспективе;
с формированием
у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на
общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с
окружающим миром;
с овладением
коммуникативными средствами и способами организации кооперации и
сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях
обучающихся с учителем и сверстниками;
с изменением формы организации учебной
деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к
лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Переход
обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития
- переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы),
характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором
центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является
возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не
ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией
подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы
поведения взрослых.
Второй этап
подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:
бурным,
скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно
короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей,
интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных
трудностей и переживаний;
стремлением
подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
особой чувствительностью к
морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы
социального поведения взрослого мира;
обостренной, в
связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей
и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях,
порождающей интенсивное формирование
нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; т. е. моральным развитием личности;
сложными поведенческими
проявлениями, вызванными противоречием между потребностью подростков в
признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в
этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;
изменением
социальной ситуации развития: ростом информационных перегрузок, характером
социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение,
Интернет).
Учет особенностей подросткового
возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной
сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а
также с адекватностью построения образовательного процесса и выбором условий и
методик обучения.
Объективно
необходимое для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости
подростка требует и от родителей (законных представителей) решения
соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа
отношений на новый.